Главная Контакты a> |
Новости из леса a> |
Мир животных a> |
Мир растений a> |
Лесной календарь a> |
Человек в лесу a> |
Нашим детям a> |
В нашей стране, белка, является любимицей всех россиян от мала до велика и не найти таких людей, которые бы ее не знали, которые бы ее не любили. Зверек этот всегда веселый, всегда жизнерадостный и абсолютно беззлобный, а один внешний вид этого грызуна приводит в восторг малых детишечек и даже самых серьезных тетек и дядек.
Ниже мы коснемся некоторых моментов жизни этих симпатичных и весьма интересных животных.
Нынешняя зима хоть и теплая, но для белочек удалась не совсем благоприятной. Разговор идет не о морозах, как раз для них-то любой холод не особо и страшен, речь идет о пище, которой нынче для них маловато в лесу.
Белки в зимний период на Урале питаются в основном семенами хвойных деревьев: ели сибирской, сосны обыкновенной, пихты сибирской, лиственницы и кедра. Учитывая, что в лесах Урала деревьев лиственницы совсем немного, кедровых лесов и того меньше, пихтовой шишки зимой тоже нет, поэтому для белок представляют интерес в основном только еловые и сосновые шишки.
Заметим также, что в случае теплого, сухого сентября семена из шишек ели вылетают примерно в середине этого месяца и на зиму шишка, продолжая висеть на дереве, уходит практически без семян, т. е. пустой. Таким образом, основными семенами для питания белки в зимний период на Урале зачастую являются только семена сосны, которые и находятся в плодах этих деревьев - сосновых шишках.
На днях поднял я в лесу четыре, упавших с деревьев еловые шишки. Принес домой, раскрылись они от тепла и обнаружил я в них всего шесть семян, да и то мелких. Как видим, видим в эту зиму еловых семян в шишках практически нет, поэтому и остается белочкам питаться нынешней зимой в нашей местности только семенами сосны. Однако, если бы сентябрь был дождливым, то еловая шишка не раскрываясь ушла бы в зиму полная семян и белкам еды было бы вполне достаточно, но, как видим, семян в этих шишках в этом году совсем нет. Поэтому очень и очень редко удается в лесу увидеть еловую поедь белки, но она все же встречается. Выходит белочки зная, что в шишках совсем-совсем мало семян, все же «грызут» их в надежде обнаружить в них хотя бы немного пищи для себя.
В годы, когда урожай семян хвойных пород невысокий или его совсем нет, белки начинают питаться чем попадя, лишь бы мало-мальски съедобная добыча нашлась. Они едят мох, раскапывают снег в поисках грибов или тех шишек, которые упали ранней осенью до выпадения семян из них. Обоняние у белки отличное, поэтому она хорошо находит даже под толстым слоем снега, что-нибудь съедобное для себя. В такие годы, при ходьбе по тайге, часто попадаются их лунки, уходящие вглубь снега прямо к лесной подстилке. В сытные годы таких лунок и за всю зиму не встретишь ни одной.
Часто, когда ситуация с едой становится совсем уж тяжелой, белки мигрируют и довольно на большие расстояния в поисках лучших условий для своей жизни.
Будем надеяться, что переживут белочки и эту зиму хоть и теплую, но недостаточно сытную для этих милых лесных обитателей. Осталось то совсем - совсем немного потерпеть, Пол-зимы уже позади, а бог, как всегда обязательно пошлет им что-нибудь вкусненького.
Как-то спускался я на лыжах по приличному склону. Сосновый лес в этом месте был не густ, но скорость моя была приличной, а потому, чтобы не “вывалить” деревья смотрел я самым внимательнейшим образом вперед, вовремя уклоняясь от их жарких объятий. И вот, впереди меня на чисто белом полотне небольшой лесной прогалинки, ясно заметил я какого-то мелкого зверька. С великим трудом, только с помощью первокласного снежного фейерверка, окутывавшего все и вся удалось мне остановить свой разбег почти у самого выезда на полянку.
Смотрю я самым внимательным образом сквозь заснеженные ветви невысокой ели и видно мне, как в мою сторону быстро бежит белочка. Снег за шиворотом так и жжет мое тело, отвлекся я на секунду, убирая его, а когда вновь посмотрел, то белочки не было, как сквозь землю она провалилась. “Не понял”- сказал я сам себе и стал до рези в глазах просматривать снежную белизну полянки.
Вижу, как в одном месте появилась черная точка и вдруг разом, превратилась она в голову белочки, что высунула она из снега по шею. Повертела головкой вправо, влево и опять нырнула под снег, и так несколько раз и все ближе ко мне выныривая. Совсем забыл я про снег, тающий в моих валенках, и смотрю за белочкой, купающейся в снегу. Нечасто такое увидишь и потому занятно понаблюдать.
Вот показалась она с шишкой в зубах, выскочила из норки и по стволу моей елочки стремительно прошуршала на ветвь высокой сосны. Уселась поудобнее и давай вертеть шишку в лапках и своих острых зубках. Посыпались на меня чешуйки еловой шишки, словно снежинки крупные. Пошевелился я, а белочка знай себе кушает и на меня ноль внимания. Но вот закончила улепетывать она вкусные семечки, цикнула громко, то ли от удовольствия, то ли для порядка и игриво бросила в меня стерженьком еловой шишки. Должно быть в подарок мне, а сама стремглав умчалась по ветвям деревьев по своим беличьим делам.
Приводя себя и свое снаряжение в порядок после падения, подумалось мне - “Если человек работает под водой, то зовут его подводником. Выходит если следовать этому же порядку словообразования, то белочку эту надо звать – подснежником. ” И не только поэтому.
Действительно, что-то светлое, хорошее осталось у меня от этой мимолетной встречи, будто после глухой зимы повстречался я цветком, носящим это имя.
А на память об этой встрече храню я у себя дома стерженек еловой шишки, тот самый, что подарила мне веселая белочка - подснежник.