Главная
Контакты
Новости из
леса
Мир
животных
Мир
растений
Лесной
календарь
Человек
в лесу
Нашим
детям











Курсовой проект по лесным культурам

Выполнение курсового проекта по лесным питомникам выполняется студентами с целью усвоения ими общего порядка проектирования питомников, разработки их структуры в зависимости от назначения, изучения технологий подготовки почвы, размножения посадочного материала, его выращивания, а также организации деятельности питомников различного назначения.


На кафедре необходимо получить задание на выполнение курсового проекта.

В задании указывается следующая информация:
- предприятие по которому будет выполняться проект питомника;
- ассортимент и количество растений, выращиваемых на питомнике;
- площадь лесокультурного фонда и годичной расчетной лесосеки.


При написании проекта потребуется литература:

- Справочник по лесным культурам. Новосельцева А. И., 1984.
- Справочник по лесным питомникам. Новосельцева А. И., 1983.
- Проект организации лесного питомника. Методические указания. Мочалов С. А., 1999.
- Лесные культуры. Методические указания по курсовому проектированию. Чернов Н.Н. 2003.
- Машины и механизмы для питомников. Методические указания. 1 и 2 часть. Денеко В. Н. 2006.
- Определитель семян основных лесообразующих пород. Методические указания. Денеко В. Н., Капралов А. В., 2007.

Содержание проекта

Введение

Во введении следует показать важность деятельности комбинированных питомников в деле лесовосстановления, защитного лесоразведения, выращивания плодовых растений, а также создания гуманной среды для проживания человека

Глава 1. Характеристика природных и экономических условий лесничества

Информацию для данной главы можно взять с регламента предприятия для которого выполняется проект питомника. Регламент доступен на сайте Департамента природных ресурсов, либо находится в общем доступе в интернете.

Материал по каждому подразделу настоящей главы подается кратко, с более полным раскрытием той части информации, которая напрямую связана с деятельностью проектируемого питомника.

1.1. Местонахождение, структура и площадь территории лесничества

Информация берется из регламента лесничества.

1.2. Лесорастительная зона и климат

Часть информации можно взять с регламента предприятия, либо с любого источника по данной тематике.

Определить лесорастительную зону расположения лесничества можно из следующего источника «Справочник по лесным культурам. – 1984 г. Стр. – 8.

Желательно дать информацию по продолжительности вегетационного периода, указать среднюю температуру января, июля, преобладающие ветра, среднее количество осадков за вегетационный период, а также некоторые другие факторы, влияющие на рост и развитие растений.

1.3. Геология, рельеф, почвы

Информация с Регламента предприятия или любой источник по данной тематике по рассматриваемому региону.

Указать наиболее распространенные типы почв в лесничестве.

Показать в цвете почвенный разрез почвы, который будет по вашему мнению находиться на территории питомника (как правило это наиболее доминирующий тип почв в лесничестве).

1.4. Гидрологические условия

Кратко охарактеризовать гидрологическую сеть в районе расположения питомника - основные реки, озера, пруды.

1.5. Характеристика лесного фонда

Указать основные типы леса, встречающиеся на территории лесничества, коренные типы лесов, основной породный состав древостоев.

На о снове этой информации Вы будете принимать решения по ассортименту выращиваемых пород растений на питомнике для лесокультурного фонда предприятия во 2-ой главе данного проекта.

1.6. Лесовосстановление и лесокультурный фонд

Привести данные по лесокультурному фонду предприятия по категориям земель, указать площадь годичной расчетной лесосеки.

Эти данные выдаются руководителем проекта от кафедры, согласно выбранного варианта задания.

1.7. Экономические условия

Кратко описать условия для деятельности питомника: наличие водоснабжения, коммуникаций, обеспеченности трудовыми ресурсами, дорогами.

1.8. Выводы

Кратко обосновать важность деятельности проектируемого питомника на территории лесничества, а также дать примерную характеристику потребности региона в посадочном материале, который будет выращиваться в питомнике.


Вверх страницы
Главная

Глава 2. Расчет потребности в посадочном материале для лесовосстановления

2.1. Лесокультурный фонд предприятия

Описать основные термины и определения по лесокультурной деятельности предприятия: фонд лесоразведения, лесовосстановления, реконструкции. Дать классификацию категорий лесокультурных площадей в государственном лесном фонде Урала. (материал можно взять в Справочнике по лесным культурам. 1984 г. стр.20 - 21.)

2.2. Расчет потребности в посадочном материале для лесокультурного фонда лесничества

Общая информация по расчету

При выполнении курсового проекта студент проектирует комбинированный питомник в котором будет выращиваться посадочный материал для следующих целей:
- лесовосстановления (посадочный материал используется для посадки в лесу),
- защитного лесоразведения (посадочный материал используют при создании защитных насаждений),
- садоводства (посадочный материал - плодовые растения),
- озеленения (посадочный материал используется в ландшафтном строительстве).

Ассортимент и количество выращиваемых растений для вышеуказанных целей, кроме лесовосстановления указывается в задании, которое выдается кафедрой, а для целей лесовосстановления породный и количественный состав выращиваемых растений студент рассчитывает самостоятельно в данной главе.

В каждом лесничестве выделяется лесокультурный фонд, включающий все лесокультурные площади на которых необходимо выполнить лесовосстановление , т.е. создать лесные культуры путем посадки сеянцев или саженцев.

Создать лесные культуры можно также путем использования семян т.е. выполнить на лесокультурной площади посевы, однако в курсовом проекте мы рассматриваем создание лесных культур только путем посадки сеянцев.

Сеянцы на предприятиях выращивают в посевном отделении питомника.

Для того, что бы знать какое количество посадочного материала необходимо вырастить ежегодно на питомнике для освоения лесокультурных площадей, входящих в лесокультурный фонд предприятия необходимо вычислить его ежегодную площадь.

Для этого надо знать распределение лесокультурного фонда по категориям земель и назначение лесов в которых расположены эти земли.

В лесокультурный фонд входят следующие категории земель, которые отличаются по своему происхождению и состоянию:
- вырубки,
- пустыри,
- прогалины
- редины.

Площадь лесокультурного фонда по категориям земель указывается в регламенте лесничества, который можно найти на сайте Департамента природных ресурсов.

Для основного потока эти данные указывается в задании, которое выдается кафедрой (смотрите раздел 1.6. главы 1.)

Площадь лесокультурного фонда в этих источниках указывается на весь период его освоения, по эксплуатационным лесам этот срок составляет – 10 лет, по защитным лесам – 5 лет.

В лесокультурный фонд также следует включать площадь годичной расчетной лесосеки (ГРЛ), которая указывается в вышеназванных документах, и составляет территории лесного фонда предприятия на которых вырубается древостой в течение одного года.

При расчетах используется только та доля ГРЛ, на которой планируется искусственное лесовосстановление, т.е. посадка сеянцев, а площади назначенные для естественного возобновления или содействие естественному возобновлению исключаются из расчета.

Пример данных по лесокультурному фонду предприятия:

В лесокультурный фонд предприятия входят следующие категории земель:

В эксплуатационных лесах:

- Вырубки – 200 га

- Гари – 50 га

- Прогалины – 30 га

В защитных лесах:

- Вырубки – 10 га

- Прогалины - 20 га

- Редины – 15 га.

Годичная расчетная лесосека – 200 га.

Расчет выполняется в подразделе 2.2. следующем порядке:

1. Подсчитываем объем ежегодного лесокультурного фонда на предприятии по эксплуатационным лесам.

Для этого из таблицы лесокультурного фонда предприятия выбираем все площади тех категорий земель входящих в лесокультурный фонд, которые относятся к эксплуатационным лесам, находим их сумму и делим ее на 10 лет.

(200 + 50 + 30)/10 = 28 га

2. Подсчитываем объем ежегодного лесокультурного фонда на предприятии по защитным лесам

Для этого из таблицы лесокультурного фонда предприятия выбираем площади тех категорий земель, которые относятся к защитным лесам, находим их сумму и делим ее на 5 лет.

(10 +20 + 15)/5 = 9 га

3. Подсчитываем долю годичной расчетной лесосеки используемой под искусственное возобновление.

Учитывая, что в благоприятных условиях для естественного возобновления, а также при наличии достаточного количества благонадежного подроста на вырубке может произойти естественное восстановление леса, мы исключаем эти площади из расчета, а оставляем только ту часть на которой лес сам не восстановится, поэтому его необходимо посадить.

Нормативами рекомендована следующая часть годичной расчетной лесосеки для искусственного возобновления:

в северной тайге – 10%,

в средней тайге – 30%,

в южной – 50%,

в подзоне смешанных лесов – 70%,

в лесостепной зоне – 90%,

степной – 100%.

Для определения доли использования ГРЛ в курсовом проекте вам нужно определить - в какой зоне из вышеприведенных расположено ваше предприятие и соответственно определив ее в дальнейшем произвести рассчет.

Определить лесорастительную зону расположения лесничества можно из следующего источника «Справочник по лесным культурам. – 1984 г. Стр. – 8.

Допустим лесничество находится в южной тайге, значит площадь ГРЛ для создания лесных культур составит:

200 га * 50/100 = 100 га

4. Подсчитываем общую площадь ежегодного лесокультурного фонда на предприятии Подсчитываем сумму рассчитанных нами объемов лесокультурного фонда по эксплуатационным лесам, защитным и прибавляем долю площадей ГРЛ.

28 + 9 + 100 = 137 га

Это и будет ежегодный лесокультурный фонд предприятия

5. Принимаем решение по использованию породного состава деревьев, которые мы будем выращивать в лесокультурном фонде предприятия.

При выборе породного состава необходимо руководствоваться следующими параметрами:
Выращиваемые древостои должны быть высокопродуктивны, а также иметь наиболее высокое хозяйственное значение в период спелости. Обычно для этого в Уральском регионе используют только хвойные растения, которые естественно доминируют в данной местности: сосна обыкновенная, ель сибирская, лиственница сибирская, сосна кедровая сибирская, пихта сибирская.
Выбор останавливают на 2-3х породах.
Для более точного выбора надо взять за основу коренные типы лесов в рассматриваемой местности, а также эксплуатационные характеристики будущих спелых древостоев.


Например, в условиях Билимбаевского лесничества обычно выращивают сосну и ель.

6. Принимаем решение по распределению доли участия каждой из выбранных пород при освоении лесокультурного фонда

В УУОЛ наиболее продуктивны сосновые насаждения, поэтому на 80% площадях лесокультурного фонда мы будем выращивать сосну обыкновенную, а на 20% площадей ель сибирскую.

7. Рассчитываем площади ежегодного лесокультурного фонда, которые будет занимать сосна обыкновенная и ель сибирская.

Зная, что сосна составляет - 80% от рассчитанного ежегодного лесокультурного фонда, а ель – 20% мы и определяем какую площадь они будут занимать в гектарах

Доля сосны составит: 137 * 80/100 = 109,6 га

Доля ели составит: 137 * 20/100 = 27,4 га

8. Определяем густоту лесных культур (густота - количество высаженных растений на единице площади, обычно 1 га.), которую будем использовать при посадке на лесокультурных площадях.

Нормативные требования по густоте лесных культур в условиях Урала можно взять в «Справочнике по лесным культурам., 1984 г.» (А.И. Новосельцева) стр. 102. Или ориентироваться на практические данные по густоте лесных культур, которые применяет предприятие (регламент лесничества).

В условиях УУОЛ густота лесных культур по сосне 4 - 5 тыс. шт/га, примем 4500 шт/га

По ели сибирской - 3,5 - 4 тыс. шт., примем – 3500шт/га

9. Определяем ежегодное потребное количество сеянцев, которые необходимо вырастить на питомнике для лесовосстановления

На питомнике необходимо вырастить:
- сеянцев сосны: 4500 шт. * 109,6 = 493200 шт.
- сеянцев ели: 3500*27,4 = 95900 шт.


10. Определяем потребное количество посадочного материала с учетом дополнения

Учитывая, что часть высаженного на лесокультурную площадь посадочного материала приживается не полностью, необходимо их заменять при дополнении лесных культур.

Для этого общее расчетное количество посадочного материла по каждой породе необходимо увеличивать на 10-15%.

Количество посадочного материала выращиваемых для целей лесовосстановления на питомнике с учетом дополнения составит:

Сеянцев сосны - 493200 * 1,1 = 542520 шт.

Сеянцев ели – 95900 * 1,1 = 105490 шт.

Количество посадочного материала ежегодно выращиваемого на питомнике для целей защитного лесоразведения, садоводства и озеленения указано в задании к курсовому проекту. На этот объем посадочного материала и рассчитываются площади тех отделений на которых он выращивается.

Вышеописанный расчет Вы можете дать в форме следующей таблицы


Таблица 2.1. Расчет потребного количества посадочного материала и
состава древесных пород для лесокультурного фонда лесничества

Порода Доля,
%
Площадь,
га
Густота,
шт./га
Всего количество,
шт.
Количество с учетом
дополнения, шт.
Сосна 80 109,6 4500 493200 542520
Ель 20 27,4 3500 95900 105490

2.3. Лесоводственно-экологическая характеристика растений, выращиваемых на питомнике.

Необходимо описать лесоводственно- экологические требования по каждой породе, которая выращивается на питомнике.

Эту информацию лучше дать в табличной форме. Форма таблицы для данной информации приведена в «Справочнике по лесным культурам» (Новосельцева А. И., 1984) табл. 17, стр.48.


Глава 3. Расчет площадей отделений питомника

3.1. Типы питомников

Дать определение питомника. Описать виды питомников:
- по назначению;
- размерам территории;
- срокам действия;
- организации территории.

3.2. Требования к выбору участка под питомник

Перечислить основные требования по выбору территории под питомник. Информацию можно взять c лекций, либо со Справочника по лесным питомникам, стр. 14.

Вверх страницы
Главная

3.3. Структура питомника

Структура питомника зависит от назначения выращиваемого посадочного материала и используемой технологии выращивания.

Дать определение продуцирующей и вспомогательной части питомника.

В курсовом проекте структура продуцирующей части питомника дается вначале в табличной форме (таблицу можно взять с лекционного курса, тема лекции: "Структура продуцирующей части питомника"), затем на основе данных этой таблицы в конце подраздела 3.3. приводится структурная схема всего питомника, включая его вспомогательную часть (структурная схема в пояснительной записке приводится того питомника, который вы спроектировали. Общую схему питомника с учебника приводить в проекте не следует).

В этом подразделе после разработки структуры питомника (таблица) следует дать краткое описание назначения всех отделений питомника, включая входящих во вспомогательную его часть, которые будут использоваться в его производственной деятельности.

Справочная информация по планированию структуры питомника

Вся территория питомника делится на две основные части: продуцирующую (80%) и вспомогательную (20%). На первой выращивается посадочный материал, а вторая служит для обслуживания первой.

Расчет продуцирующей части проводится отдельно по каждой выращиваемой породе и по каждому отделению, где она будет выращиваться в течение всего цикла. Также отдельно рассчитывается каждое отделение, входящее во вспомогательную часть.

Затем все площади по каждой выращиваемой породе, по каждому отделению где они выращиваются суммируются и получают площадь продуцирующей части. Далее суммируются все отделения вспомогательной части и получают площадь вспомогательной части. Для того, что бы получить площадь всего питомника суммируют площади продуцирующей части и вспомогательной. Все расчеты обычно выполняются в табличной форме.

Разрабатывая структуру питомника, следует в первую очередь учитывать, каким образом вы планируете размножать растений, которые Вам необходимо выращивать на питомнике. Так если вы будете выращивать растения с помощью семян, то на питомнике следует запланировать посевное отделение. В этом отделении вы будете сеять семена и через год-два получите в нем сеянцы этих растений. Сеянец это растение выращенное из семян, до первой пересадки.

Посевное отделение бывает открытого и закрытого грунта. Закрытый грунт – это теплица, а открытый грунт – выращивание растений под открытым небом без какого-либо покрытия. В курсовом проекте планирование выращивания посадочного материала в теплице обязательно.

Обычно в проекте, в закрытом грунте рекомендуется выращивать не менее 100000 растений Вы можете выращивать и больше, но не менее, указанного объема. Обычно планируют выращивать в теплице ту породу, которая является доминирующей для лесокультурного фонда предприятия (вторая глава).

Так например, вам необходимо ежегодно выращивать один миллион сеянцев сосны обыкновенной. Вы можете запланировать так: 100000 сеянцев выращивать в теплице, а остальное 900000 сеянцев в открытом грунте.

Сеять вы будете одновременно в открытом и закрытом грунте, но выращивать в теплице будете на год меньше, (там более благоприятные условия для выращивания и растения растут быстрее) по каждой выращиваемой породе. Таким образом, вы получите одинаковый посадочный материал по развитию, но в открытом грунте за 2 года, а в теплице за год.

Так если в открытом грунте вы выращиваете сосну два года, то в теплице будете выращивать один год. Срок выращивания сеянцев сосны обыкновенной в открытом грунте – два года, в теплице год. Ель сибирская соответственно - 3 и 2 года, сосна кедровая сибирская – 4 и 3 года.

Все кустарники для озеленения обычно выращиваются в посевном отделении два года.

(Продолжение следует)

3.4. Севообороты

В подразделе 3.4. главы 3 приводятся таблицы ротации полей севооборотов по каждой породе и каждому отделению в которых выращается данный посадочный материал.

Вначале вы приводите таблицы по посевному отделению открытого грунта, затем по уплотненной школе, далее по первому отделению древесно-кустарниковой школы и так по всем отделениям питомника.

Необходимо учитывать, что паровых полей нет в следующих отделениях питомника: теплице, дендрарии, маточниках, соответственно для них не нужно составлять таблицы севооборотов.

При составлении таблиц севооборотов необходимо обратиться к таблице "Структура продуцирующей части питомника" - таблица в которой расписан срок выращивания растений по каждому отделению питомника в которых они будут выращиваться.

Вначале разрабатываем таблицы ротации полей севооборотов для посевного отделения.

Берем с таблицы по структуре продуцирующей части питомника все растения с одинаковым сроком выращивания в посевном отделении и для всех для них делаем одну ротационную таблицу.

Например, в посевном отделении, сосна выращивается - 2 года, лиственница - 2 года и есть ель и кедр со сроком выращивания 3 года.

Значит у нас будет две таблицы. Одна для пород с двухлетним сроком выращивания и вторая для растений с трехлетним сроком.


Число полей в севообороте рассчитывается по формуле:

К=А+1,
где А - число лет выращивания в отделении;


1 - добавляется одно поле под пар.


Таким образом, если вы выращиваете в посевном отделении посадочный материал 2 года, то полей в севообороте будет - 3 (два поля будет занято посадочным материалом, а третье поле будет под паром с целью восстановления плодородия почвы и избавления от сорняков), если выращиваете посадочный материал 3 года, то полей будет соответственно - 4.


Ротация полей севооборотов в посевном отделении открытого грунта для сосны обыкновенной и лиственницы сибирской


Год выращивания Номера полей
1 2 3
2018 сн-1 сн-2 пар
2019 сн-2 пар сн-1
2020 пар сн-1 сн-2

Ротация полей севооборотов в посевном отделении открытого грунта для ели сибирской и сосны кедровой сибирской


Год выращивания Номера полей
1 2 3 4
2018 сн-1 сн-2 сн-3 пар
2019 сн-2 сн-3 пар сн-1
2020 сн-3 пар сн-1 сн-2
2021 пар сн-1 сн-2 сн-3

В таком же порядке составляете таблицы ротации полей севооборотов для уплотненной школы, древесно-кустарниковой и т.д. т.е. по всем породам и всем отделениям в которых выращивается рассматриваемый посадочный материал.



Вверх страницы
Главная
<




Главная
Контакты
Новости из
леса
Мир
животных
Мир
растений
Лесной
календарь
Человек
в лесу
Нашим
детям