Главная
Контакты
Новости из
леса
Мир
животных
Мир
растений
Лесной
календарь
Человек
в лесу
Нашим
детям

Сот телефон: 8-922-104-24-79;    Валерий Николаевич
E-mail: forest@pm.convex.ru





Внимание!!

По заданию №1 Вы можете писать в курсовом проекте 1 и 2 главу проекта. И начало главы 3 до разработки "Структуры продуцирующей части питомника" Читайте по тексту порядок написания и сразу же пишите КП. Все подробно объяснено, как и что делать и рассчитывать!


Задание №1 по своему варианту возьмите Здесь или выше, в заставке.

Задание №2 по своему варианту возьмите Здесь или выше, в заставке.

Курсовой проект по лесным культурам

Выполнение курсового проекта по лесным питомникам выполняется студентами с целью усвоения ими общего порядка проектирования питомников, разработки их структуры в зависимости от назначения, изучения технологий подготовки почвы, размножения посадочного материала, его выращивания, а также организации деятельности питомников различного назначения.


На кафедре необходимо получить задание на выполнение курсового проекта.

В задании указывается следующая информация:

- Задание №1: площадь лесокультурного фонда, годичной расчетной лесосеки, предприятие по которому будет выполняться проект питомника;
- Задание №2. Ассортимент и количество растений, выращиваемых на питомнике;

При написании проекта потребуется литература:

- Справочник по лесным культурам. Новосельцева А. И., 1984.
- Справочник по лесным питомникам. Новосельцева А. И., 1983.
- Проект организации лесного питомника. Методические указания. Мочалов С. А., 1999.
- Лесные культуры. Методические указания по курсовому проектированию. Чернов Н.Н. 2003.
- Машины и механизмы для питомников. Методические указания. 1 и 2 часть. Денеко В. Н. 2006.
- Определитель семян основных лесообразующих пород. Методические указания. Денеко В. Н., Капралов А. В., 2007.

Содержание проекта

Введение

Во введении следует показать важность деятельности комбинированных питомников в деле лесовосстановления, защитного лесоразведения, выращивания плодовых растений, а также создания гуманной среды для проживания человека

Глава 1. Характеристика природных и экономических условий лесничества

Информацию для данной главы можно взять с регламента предприятия для которого выполняется проект питомника. Регламент доступен на сайте Департамента природных ресурсов, либо находится в общем доступе в интернете.

Материал по каждому подразделу настоящей главы подается кратко, с более полным раскрытием той части информации, которая напрямую связана с деятельностью проектируемого питомника.

1.1. Местонахождение, структура и площадь территории лесничества

Информация берется из регламента лесничества.

1.2. Лесорастительная зона и климат

Часть информации можно взять с регламента предприятия, либо с любого источника по данной тематике.

Определить лесорастительную зону расположения лесничества можно из следующего источника «Справочник по лесным культурам. – 1984 г. Стр. – 8."

Желательно дать информацию по продолжительности вегетационного периода, указать среднюю температуру января, июля, преобладающие ветра, среднее количество осадков за вегетационный период, а также некоторые другие факторы, влияющие на рост и развитие растений.

1.3. Геология, рельеф, почвы

Информация с Регламента предприятия или любой источник по данной тематике по рассматриваемому региону.

Указать наиболее распространенные типы почв в лесничестве.

Показать в цвете почвенный разрез почвы, который будет по вашему мнению находиться на территории питомника (как правило это наиболее доминирующий тип почв в лесничестве).

1.4. Гидрологические условия

Кратко охарактеризовать гидрологическую сеть в районе расположения питомника - основные реки, озера, пруды.

1.5. Характеристика лесного фонда

Указать основные типы леса, встречающиеся на территории лесничества, коренные типы лесов, основной породный состав древостоев.

На о снове этой информации Вы будете принимать решения по ассортименту выращиваемых пород растений на питомнике для лесокультурного фонда предприятия во 2-ой главе данного проекта.

1.6. Лесовосстановление и лесокультурный фонд

Привести данные по лесокультурному фонду предприятия по категориям земель, указать площадь годичной расчетной лесосеки.

Эти данные выдаются руководителем проекта от кафедры, согласно выбранного варианта задания.

1.7. Экономические условия

Кратко описать условия для деятельности питомника: наличие водоснабжения, коммуникаций, обеспеченности трудовыми ресурсами, дорогами.

1.8. Выводы

Кратко обосновать важность деятельности проектируемого питомника на территории лесничества, а также дать примерную характеристику потребности региона в посадочном материале, который будет выращиваться в питомнике.


Вверх страницы
Главная

Глава 2. Расчет потребности в посадочном материале для лесовосстановления

2.1. Лесокультурный фонд предприятия

Описать основные термины и определения по лесокультурной деятельности предприятия: фонд лесоразведения, лесовосстановления, реконструкции. Дать классификацию категорий лесокультурных площадей в государственном лесном фонде Урала. (материал можно взять в Справочнике по лесным культурам. 1984 г. стр.20 - 21.)

2.2. Расчет потребности в посадочном материале для лесокультурного фонда лесничества

Общая информация по расчету

При выполнении курсового проекта студент проектирует комбинированный питомник в котором будет выращиваться посадочный материал для следующих целей:
- лесовосстановления (посадочный материал используется для посадки в лесу),
- защитного лесоразведения (посадочный материал используют при создании защитных насаждений),
- садоводства (посадочный материал - плодовые растения),
- озеленения (посадочный материал используется в ландшафтном строительстве).

Ассортимент и количество выращиваемых растений для вышеуказанных целей, кроме лесовосстановления указывается в задании, которое выдается кафедрой, а для целей лесовосстановления породный и количественный состав выращиваемых растений студент рассчитывает самостоятельно в данной главе.

В каждом лесничестве выделяется лесокультурный фонд, включающий все лесокультурные площади на которых необходимо выполнить лесовосстановление , т.е. создать лесные культуры путем посадки сеянцев или саженцев.

Создать лесные культуры можно также путем использования семян т.е. выполнить на лесокультурной площади посевы, однако в курсовом проекте мы рассматриваем создание лесных культур только путем посадки сеянцев.

Сеянцы на предприятиях выращивают в посевном отделении питомника.

Для того, что бы знать какое количество посадочного материала необходимо вырастить ежегодно на питомнике для освоения лесокультурных площадей, входящих в лесокультурный фонд предприятия необходимо вычислить его ежегодную площадь.

Для этого надо знать распределение лесокультурного фонда по категориям земель и назначение лесов в которых расположены эти земли.

В лесокультурный фонд входят следующие категории земель, которые отличаются по своему происхождению и состоянию:
- вырубки,
- пустыри,
- прогалины
- редины.

Площадь лесокультурного фонда по категориям земель указывается в регламенте лесничества, который можно найти на сайте Департамента природных ресурсов.

Для основного потока эти данные указывается в задании, которое выдается кафедрой (смотрите раздел 1.6. главы 1.)

Площадь лесокультурного фонда в этих источниках указывается на весь период его освоения, по эксплуатационным лесам этот срок составляет – 10 лет, по защитным лесам – 5 лет.

В лесокультурный фонд также следует включать площадь годичной расчетной лесосеки (ГРЛ), которая указывается в вышеназванных документах, и составляет территории лесного фонда предприятия на которых вырубается древостой в течение одного года.

При расчетах используется только та доля ГРЛ, на которой планируется искусственное лесовосстановление, т.е. посадка сеянцев, а площади назначенные для естественного возобновления или содействие естественному возобновлению исключаются из расчета.

Пример данных по лесокультурному фонду предприятия:

В лесокультурный фонд предприятия входят следующие категории земель:

В эксплуатационных лесах:

- Вырубки – 200 га

- Гари – 50 га

- Прогалины – 30 га

В защитных лесах:

- Вырубки – 10 га

- Прогалины - 20 га

- Редины – 15 га.

Годичная расчетная лесосека – 200 га.

Расчет выполняется в подразделе 2.2. следующем порядке:

1. Подсчитываем объем ежегодного лесокультурного фонда на предприятии по эксплуатационным лесам.

Для этого из таблицы лесокультурного фонда предприятия выбираем все площади тех категорий земель входящих в лесокультурный фонд, которые относятся к эксплуатационным лесам, находим их сумму и делим ее на 10 лет.

(200 + 50 + 30)/10 = 28 га

2. Подсчитываем объем ежегодного лесокультурного фонда на предприятии по защитным лесам

Для этого из таблицы лесокультурного фонда предприятия выбираем площади тех категорий земель, которые относятся к защитным лесам, находим их сумму и делим ее на 5 лет.

(10 +20 + 15)/5 = 9 га

3. Подсчитываем долю годичной расчетной лесосеки используемой под искусственное возобновление.

Учитывая, что в благоприятных условиях для естественного возобновления, а также при наличии достаточного количества благонадежного подроста на вырубке может произойти естественное восстановление леса, мы исключаем эти площади из расчета, а оставляем только ту часть на которой лес сам не восстановится, поэтому его необходимо посадить.

Нормативами рекомендована следующая часть годичной расчетной лесосеки для искусственного возобновления:

в северной тайге – 10%,

в средней тайге – 30%,

в южной – 50%,

в подзоне смешанных лесов – 70%,

в лесостепной зоне – 90%,

степной – 100%.

Для определения доли использования ГРЛ в курсовом проекте вам нужно определить - в какой зоне из вышеприведенных расположено ваше предприятие и соответственно определив ее в дальнейшем произвести рассчет.

Определить лесорастительную зону расположения лесничества можно из следующего источника «Справочник по лесным культурам. – 1984 г. Стр. – 8.

Допустим лесничество находится в южной тайге, значит площадь ГРЛ для создания лесных культур составит:

200 га * 50/100 = 100 га

4. Подсчитываем общую площадь ежегодного лесокультурного фонда на предприятии Подсчитываем сумму рассчитанных нами объемов лесокультурного фонда по эксплуатационным лесам, защитным и прибавляем долю площадей ГРЛ.

28 + 9 + 100 = 137 га

Это и будет ежегодный лесокультурный фонд предприятия

5. Принимаем решение по использованию породного состава деревьев, которые мы будем выращивать в лесокультурном фонде предприятия.

При выборе породного состава необходимо руководствоваться следующими параметрами:
Выращиваемые древостои должны быть высокопродуктивны, а также иметь наиболее высокое хозяйственное значение в период спелости. Обычно для этого в Уральском регионе используют только хвойные растения, которые естественно доминируют в данной местности: сосна обыкновенная, ель сибирская, лиственница сибирская, сосна кедровая сибирская, пихта сибирская.
Выбор останавливают на 2-3х породах.
Для более точного выбора надо взять за основу коренные типы лесов в рассматриваемой местности, а также эксплуатационные характеристики будущих спелых древостоев.


Например, в условиях Билимбаевского лесничества обычно выращивают сосну и ель.

6. Принимаем решение по распределению доли участия каждой из выбранных пород при освоении лесокультурного фонда

В УУОЛ наиболее продуктивны сосновые насаждения, поэтому на 80% площадях лесокультурного фонда мы будем выращивать сосну обыкновенную, а на 20% площадей ель сибирскую.

7. Рассчитываем площади ежегодного лесокультурного фонда, которые будет занимать сосна обыкновенная и ель сибирская.

Зная, что сосна составляет - 80% от рассчитанного ежегодного лесокультурного фонда, а ель – 20% мы и определяем какую площадь они будут занимать в гектарах

Доля сосны составит: 137 * 80/100 = 109,6 га

Доля ели составит: 137 * 20/100 = 27,4 га

8. Определяем густоту лесных культур (густота - количество высаженных растений на единице площади, обычно 1 га.), которую будем использовать при посадке на лесокультурных площадях.

Нормативные требования по густоте лесных культур в условиях Урала можно взять в «Справочнике по лесным культурам., 1984 г.» (А.И. Новосельцева) стр. 102. Или ориентироваться на практические данные по густоте лесных культур, которые применяет предприятие (регламент лесничества).

В условиях УУОЛ густота лесных культур по сосне 4 - 5 тыс. шт/га, примем 4500 шт/га

По ели сибирской - 3,5 - 4 тыс. шт., примем – 3500шт/га

9. Определяем ежегодное потребное количество сеянцев, которые необходимо вырастить на питомнике для лесовосстановления

На питомнике необходимо вырастить:
- сеянцев сосны: 4500 шт. * 109,6 = 493200 шт.
- сеянцев ели: 3500*27,4 = 95900 шт.


10. Определяем потребное количество посадочного материала с учетом дополнения

Учитывая, что часть высаженного на лесокультурную площадь посадочного материала приживается не полностью, необходимо их заменять при дополнении лесных культур.

Для этого общее расчетное количество посадочного материла по каждой породе необходимо увеличивать на 10-15%.

Количество посадочного материала выращиваемых для целей лесовосстановления на питомнике с учетом дополнения составит:

Сеянцев сосны - 493200 * 1,1 = 542520 шт.

Сеянцев ели – 95900 * 1,1 = 105490 шт.

Количество посадочного материала ежегодно выращиваемого на питомнике для целей защитного лесоразведения, садоводства и озеленения указано в задании к курсовому проекту. На этот объем посадочного материала и рассчитываются площади тех отделений на которых он выращивается.

Вышеописанный расчет Вы можете дать в форме следующей таблицы


Таблица 2.1. Расчет потребного количества посадочного материала и
состава древесных пород для лесокультурного фонда лесничества

Порода Доля,
%
Площадь,
га
Густота,
шт./га
Всего количество,
шт.
Количество с учетом
дополнения, шт.
Сосна 80 109,6 4500 493200 542520
Ель 20 27,4 3500 95900 105490

2.3. Лесоводственно-экологическая характеристика растений, выращиваемых на питомнике.

Необходимо описать лесоводственно- экологические характеристики по каждой породе, которая выращивается на питомнике.

Эту информацию лучше дать в табличной форме. Форма таблицы для данной информации приведена в «Справочнике по лесным культурам» (Новосельцева А. И., 1984) табл. 17, стр.48.

Форму данной таблицы вы так же можете взять Здесь


Глава 3. Расчет площадей отделений питомника

3.1. Типы питомников

Дать определение питомника. Описать виды питомников:
- по назначению;
- размерам территории;
- срокам действия;
- организации территории.

3.2. Требования к выбору участка под питомник

Перечислить основные требования по выбору территории под питомник. Информацию можно взять c лекций, либо со Справочника по лесным питомникам, стр. 14.

Вверх страницы
Главная

3.3. Структура питомника

В этом подразделе курсового проекта у вас будет одна таблица и ниже таблицы вы дадите описание назначения всех отделений питомника, которые у вас будут запроектированы в структуре питомника.

Далее будет дана небольшая теоретическая часть и рекомендации по разработке структуры питомника на примерах. Материал сложноват, поэтому читайте внимательно.

Структура питомника зависит от назначения выращиваемого посадочного материала и используемой технологии выращивания.

В курсовом проекте структура продуцирующей части питомника дается вначале в табличной форме (форму таблицы можно взять здесь), затем на основе данных этой таблицы в конце подраздела 3.3. приводится структурная схема всего питомника, включая его вспомогательную часть (структурная схема в пояснительной записке приводится того питомника, который вы спроектировали. Общую схему питомника с учебника приводить в проекте не следует).

В этом подразделе после разработки структуры питомника (таблица) следует дать краткое описание назначения всех отделений питомника, включая входящих во вспомогательную его часть, которые будут использоваться в его производственной деятельности.

Справочная информация по планированию структуры питомника

Вся территория питомника делится на две основные части: продуцирующую (80%) и вспомогательную (20%). На первой выращивается посадочный материал, а вторая служит для обслуживания первой.

Расчет продуцирующей части проводится отдельно по каждой выращиваемой породе и по каждому отделению, где она будет выращиваться в течение всего цикла. Также отдельно рассчитывается каждое отделение, входящее во вспомогательную часть.

Затем все площади по каждой выращиваемой породе, по каждому отделению где они выращиваются суммируются и получают площадь продуцирующей части. Далее суммируются все отделения вспомогательной части и получают площадь вспомогательной части. Для того, что бы получить площадь всего питомника суммируют площади продуцирующей части и вспомогательной. Все расчеты обычно выполняются в табличной форме.

Разрабатывая структуру питомника, следует в первую очередь учитывать, каким образом вы планируете размножать растений, которые Вам необходимо выращивать на питомнике. Так если вы будете выращивать растения с помощью семян, то на питомнике следует запланировать посевное отделение. В этом отделении вы будете сеять семена и через год-два получите в нем сеянцы этих растений. Сеянец это растение выращенное из семян, до первой пересадки.

Посевное отделение бывает открытого и закрытого грунта. Закрытый грунт – это теплица, а открытый грунт – выращивание растений под открытым небом без какого-либо покрытия. В курсовом проекте планирование выращивания посадочного материала в теплице обязательно.

Обычно в проекте, в закрытом грунте рекомендуется выращивать не менее 100000 растений Вы можете выращивать и больше, но не менее, указанного объема. Обычно планируют выращивать в теплице ту породу, которая является доминирующей для лесокультурного фонда предприятия (вторая глава).

Так например, вам необходимо ежегодно выращивать один миллион сеянцев сосны обыкновенной. Вы можете запланировать так: 100000 сеянцев выращивать в теплице, а остальное 900000 сеянцев в открытом грунте.

Сеять вы будете одновременно в открытом и закрытом грунте, но выращивать в теплице будете на год меньше, (там более благоприятные условия для выращивания и растения растут быстрее) по каждой выращиваемой породе. Таким образом, вы получите одинаковый посадочный материал по развитию, но в открытом грунте за 2 года, а в теплице за год.

Так если в открытом грунте вы выращиваете сосну два года, то в теплице будете выращивать один год. Срок выращивания сеянцев сосны обыкновенной в открытом грунте – два года, в теплице год. Ель сибирская соответственно - 3 и 2 года, сосна кедровая сибирская – 4 и 3 года.

Все кустарники для озеленения обычно выращиваются в посевном отделении два года.

Практическая разработка структуры питомника и оформление ее в курсовом проекте

Для дальнейшей работы по курсовому проектированию, после написания второй главы следует разработать структуру питомника. Структура питомника является основой для всей последующей работы по проектированию питомника.

Структура питомника показывает какие отделения будут в вашем питомнике, например продуцирующая часть питомника, которая в свою очередь включает, посевное отделение, древесно-кустарниковую школу, плодово-ягодную школу и т.д. и вспомогательная часть, которая включает: компостник, дороги, защитные полосы и т.д.

Вся территория питомника делится на две основные части – продуцирующую часть и вспомогательную.

Продуцирующая часть питомника - это часть территории питомника (поля) на которой выращивается посадочный материал (растения для лесокультурного фонда, подсчитанные вами во 2-ой главе и растения по заданию №2), это могут быть посевное отделение, школьные отделения, отделение укоренения черенков и т.д.

В курсовом проекте надо разработать структуру продуцирующей части питомника (мы сделаем это в табличной форме), в которой вы определитесь:

1. со способами размножения растений, например, семенами, тогда надо запроектировать посевное отделение, если черенками, тогда надо запроектировать отделение укоренения черенков и т.д. Далее мы разберем подробнее как это сделать.

2. С технологическим циклом выращивания каждого растения и сроком его выращивания в каждом отделении питомника. Например, кедр мы будем выращивать в посевном отделении 3 года, затем пересадим в школьное отделение на 4 года и в возрасте 7-и лет реализуем.

3. Таким образом заполнив таблицу «Структура продуцирующей части питомника» вы будете ясно представлять, как выращивать каждое из растений, какие отделения для этого нужны и сколько лет растение будет выращиваться в каждом отделении питомника до момента реализации, т.е. его выкопки.

4. Разработав структуру продуцирующей части питомника и оформив ее в табличной форме, вы сможете разработать севообороты, а разработав их, вы далее рассчитаете площадь продуцирующей части питомника, и в дальнейшем начертите план питомника

Вспомогательная часть питомника служит для обслуживания продуцирующей части. Сюда входят дороги, водоемы, защитные полосы, компостник и т.п. Вспомогательную часть питомника мы подробно разберем после расчета площадей по продуцирующей части питомника.


Приступаем к разработка структуры питомника в курсовом проекте


Сейчас мы разработаем с вами структуру продуцирующей части вашего питомника. Для этого необходимо распечатать таблицу «Структура продуцирующей части питомника» или держать ее в электронном виде перед глазами при чтении нижележащего текста.

Эта форма будет одной и той же для всех курсовых проектов, только заполнять ее вы будете по разному, т.к. задания на выращивание растений у всех разные. Таблицу возьмите здесь . Зачеркивайте приведенные мною примеры и вставляйте свои данные. Если таблицу распечатаете, то с ней работать будет удобнее.

Рассматриваемая тема сложная для усвоения, но она является базовой для понимания работы питомника, поэтому постарайтесь вникнуть в текст и сразу же заполняйте таблицу по своим данным на основе приведенных примеров в таблице.

Структуру вспомогательной части питомника мы разработаем после разработки сруктуры продуцирующей части.

Читайте текст внимательно, смотрите таблицу и заполняйте свою таблицу по подобию. Я пока в первой колонке буду подписывать назначение посадочного материала через /, а потом когда вы войдете в курс дела эти записи мы уберем. Для лучшего понимания вы пока также подписывайте назначение вашего посадочного материала.

Нам необходимо в этой таблице расписать весь цикл выращивания посадочного материала, который у вас будет выращиваться в питомнике, а это растения для лесокультурного фонда (глава 2) и растения, предложенные вам для выращивания в задании №2.

Итак начинаем заполнять таблицу. Тема сложная, поэтому читайте внимательно и сразу же заполняйте свою таблицу.


Распределение в структуре питомника посадочного материала для лесокультурного фонда


Вначале распишем в эту таблицу все растения, которые вы решили выращивать для лесокультурного фонда в главе 2. Напомню, что эти растения после того, как вы их вырастите в питомнике будут использоваться для лесовосстановления, т.е. их увезут в лес и посадят в тех местах где нужно восстановить леса, например на вырубках, пожарищах и т.п.

Все хвойные растения: сосна обыкновенная, ель сибирская, лиственница сибирская, пихта сибирская, сосна кедровая сибирская в производственных условиях наиболее легко размножать семенами. Поэтому для их размножения мы будем использовать семена этих растений и сеять их будем в посевном отделении питомника, вот это и отметим в таблице.

Посевное отделение питомника служит для размножения растений семенами и получения из семян посадочного материала - сеянцев.

Посевное отделение бывает открытого и закрытого грунта.

Открытый грунт - это поля питомника на которых выращиваются растения открыто без каких-либо укрытий т.е. растут растения также как к примеру морковка или картошка в саду.

Закрытый грунт – это теплицы, т.е. поля на территории питомника на которых выращивается посадочный материал с каким –либо укрытием. Обычно используется полиэтиленовая пленка. С помощью укрытия создаются более благоприятные условия для выращиваемых растений, поэтому срок выращивания растений в теплице сокращается на год, в сравнении с открытым грунтом.

Сроки выращивания хвойных растений в посевном отделении открытого грунта:

Сосна обыкновенная – 2 года

Лиственница сибирская - 2 года

Ель сибирская – 3 года

Кедр - 4 года

Пихта сибирская – 3 года

Если вы планируете выращивать посадочный материал в теплице, то эти сроки сокращаете на 1 год.

Вписываем в колонку 1 "Выращиваемый посадочный материал" таблицы по порядку все хвойные растения с вашей второй главы, причем в первую строчку записываем ту породу, которая имеет максимальный объем выращивания, т.е. ту породу потребность в которой самая высокая. После того как вы вписали растения, проставьте срок выращивания их в посевном отделении, ориентируясь на информацию по срокам выращивания.

Из таблицы видно, что часть сосны мы будем выращивать в открытом грунте, а другую часть в закрытом грунте. Вам нужно сделать следующим образом: так если по вашим расчетам в главе 2 вам нужно каждый год к примеру выращивать 1000000 растений, то в закрытом грунте вы будете выращивать 100000 шт, а в открытом все остальное, в нашем примере это будет 900000 шт. Такой вариант можно использовать для всех проектов. В теплицу возьмите только одну породу, именно ту, которая имеет самый большой объем выращивания. Другие породы для выращивании в теплице не берите.

Таким образом мы с вами определились с порядком выращивания растений для лесокультурного фонда, т.е. в каком отделении питомника они будут выращиваться и какой срок.

После того как эти растения будут выращены указанный вами срок в посевном отделении , мы их выкапываем, реализуем или увозим в лес для посадки на лесокультурной площади.

Растения выращенные из семян называются сеянцами и за срок выращивания в 2-3 года в посевном отделении они будут высотой от 10 до 20 см. Такие растения и используют для посадки в лесу. Садят обычно вручную под меч Колесова.

Обобщая мы видим, что весь посадочный материал для лесокультурного фонда мы выращиваем только в посевном отделении открытого грунта, а часть его в закрытом грунте и с разу же с посевного отделения увозим в лес на посадку. Далее распределим посадочный материал с задания №2 который идет на защитное лесовосстановление.


Распределение в структуре питомника посадочного материала для защитного лесовосстановления


Сейчас нужно определиться с растениями по заданию№2. Пойдем по порядку. Вначале рассмотрим, как нам выращивать растения для защитного лесовосстановления.

Этот посадочный материал после выращивания его на питомнике используется в защитных посадках вдоль автомобильных и железных дорог, в лесомелиоративных посадках, около предприятий, в лесопарках.

Если в лесу можно использовать сеянцы высотой 10-20 см, то для защитного лесоразведения более целесообразно использовать более развитый материал – высотой 30 -100 см. Поэтому этот посадочный материал вначале выращивается в посевном отделении, а затем пересаживается в уплотненную школу на 2-4 года для дополнительного доращивания.

Уплотненная школа это отделение питомника в котором выполняют доращивание посадочного материала по уплотненной схеме. Далее при расчете площадей мы ознакомимся со всеми схемами размещения посадочного материала по отделениям питомника.

Все растения из колонки «защитное лесовосстановление» по заданию №2 записываем в таблицу «структура продуцирующей части питомника». Записываем ниже уже записанных растений предназначенных для лесокультурного фонда в колонку «Выращиваемый посадочный материал».

Все эти растения наиболее рационально также размножать семенами, поэтому все их и определим в посевное отделение и напротив их в посевном отделении открытого грунта ставим срок выращивания.

Сроки выращивания:

для всех кустарников - 2 года, сирень обыкновенная - 3 года.

для дуба черешчатого и липы мелколистной – 3 года

Для всех остальных лиственных деревьев – 2 года

После этого срока выращивания в посевном отделении, выращенные сеянцы выкапываются и пересаживаются в уплотненную школу на 2-4 года. В таблицу надо ставить конкретную цифру – 2, 3 или 4. Для тех пород, что растут медленно ставите в уплотненной школе 4 года, а если порода быстрорастущая то выращиваете - 2 года.

Все школы питомника служат для доращивания посадочного материала из отдела размножения, в данном случае отдел размножения - это посевное отделение и мы из него пересаживаем сеянцы на доращивание в уплотненную школу и получаем саженцы.

Во всех школах посадочный материал выращивается от 2-х до 4-х лет, вот эти цифры вы и ставите в школах, для быстрорастущих пород ставите 2 года, для медленно-растущих ставите 3 или 4 года. На один год пересаживать растение в школу нецелесообразно, поэтому в школах минимальный срок - 2 года, максимальный - 4 года.

В общем итоге биологический возраст этого выращенного посадочного материала будет состоять из суммы срока выращивания в посевном отделении и школьном, что и составит 4 – 6 лет. Как раз за этот срок посадочный материал достигнет нужного нам размера по высоте – 30 – 100 см.

После всего полного срока выращивания этого посадочного материала мы выкапываем его и реализуем или вывозим на посадки, которые предназначены для защитного лесовосстановления.

Таким образом мы выращиваем посадочный материал для защитного лесовосстановления только в двух отделениях питомника в посевном и уплотненной школе, после чего реализуем его. Поэтому вначале его размещаете в посевном отделении, а затем в уплотненной школе и на этом весь цикл выращивания посадочного материала для защитных насаждений заканчивается.

Если в посевном отделении мы получаем сеянцы, то во всех школьных отделениях мы получаем саженцы. В данном случае, в уплотненной школе мы выращиваем саженцы для защитного лесовосстановления. Далее распределим посадочный материал для озеленения.


Распределение в структуре питомника посадочного материала для озеленения


Сейчас мы будем с вами разбираться как нам вырастить посадочный материал для озеленения. К такому посадочному материалу предъявляются самые высокие требования, т.к. он используется в на объектах ландшафтного строительства и должен быть привлекателен для зрителей сразу же после посадки. Поэтому все деревья для озеленения на питомнике должны быть выращены до высоты не ниже 1,5 метра, а кустарники не ниже 50-100см.

Размножать большинство из этих растений мы будем также семенами, т.е. будем вначале выращивать эти растения в посевном отделении, а затем пересадим их в древесно-кустарниковую школу, которая как раз и служит для выращивания растений для озеленения.

Древесно-кустарниковая школа состоит из 3-х отделений: 1, 2 и 3. В каждом отделении выращивают растений от 2 до 4-х лет. Отделения (это поля на территории питомника) различаются меж собой схемой размещения посадочного материала и его возрастом.

В 1-ой школе высаживают растения после их выкопки с посевного отделения по схеме 0,8*0,5м, т.е. расстояние между рядами 80 см, а шаг посадки в ряду – 0,5м.

Во 2-ую школу высаживают растения после 1-ой школы и размещают их соответственно 1,5*1м и в 3-ю школу пересаживают растения из 2-ой школы и садят по схеме 3*2 метра.

Если использовать все три школы, то на выходе биологический возраст посадочного материала составит: 2(в посевном)+4(в 1-ой школе)+4 (во 2-ой школе)+4 (в 3-ей школе)=16 лет и это будут растения высотой от 3-х метров и выше. Для озеленения требуются и такие высокие растения и даже выше.

Растения пересаживают по школам, т.к. они растут и им с возрастом нужно больше места, соответственно мы их и рассаживаем, что бы они росли свободно и формировали красивую крону.

В курсовом проекте мы будем использовать только 1 отделение древесно-кустарниковой школы, а у кого в задании есть кедр, липа мелколистная, дуб черешчатый, то вы будете их выращивать дополнительно и во 2 школе, так как эти породы медленнорастущие и до высоты 1,5 метра их нужно выращивать более длительный период.

Допустим нам надо нужно вырастить для озеленения следующие растения:

кизильник,

рябину,

березу,

липу мелколистную

кедр

ель сибирскую

Опять же все эти породы для озеленения с задания №2 записываем по порядку ниже, в колонку «Выращиваемый посадочный материал». Затем ставим число лет выращивания в посевном отделении, затем выкапываем сеянцы и пересаживаем их в 1 школу на 2, 3 или 4 года. Соответственно ставим в 1-м отделении древесно-кустарниковой школы цифру-срок выращивания, например 4 года.

Медленнорастущие, если у вас есть в задании (дуб, кедр, липу) пересаживаем с 1 школы – во 2 школу (смотрите пример в таблице). Соответственно ставим число лет выращивания и во 2-ой школе, например 3 года. Затем выращенный посадочный материал выкапываем с 1 школы (что выращивался в этом отделении), со 2-ой школы, который выращивался в ней и реализуем на озеленение.

У вас у всех в задании №2 есть есть растения из семейства ивовых: тополя или ивы, которые выращиваются для для целей озеленения или защитного лесоразведения. Все ивовые выращиваются одревесневшими (зимними черенками) и для обеих целей выращиваются одинаково. Сейчас мы с вами в таблице и заполним данные по этим растениям.

В маточной плантации мы нарезаем черенки, соответственно В таблице напротив тополя или ивы в колонке "маточная плантация" ставим +.

Черенок - вегетативная часть растения, в большинстве случаев это ветвь растения разрезанная на отрезки длиной 10-15см. Один такой отрезок и есть черенок, который затем садят в почву, на нем в нижней части образуются корни, а в верхней части с почек на черенке развиваются ветви. Получается новое растение.

Далее его надо посадить в почву, что бы он укоренился. Для этого в питомнике организуют отделение укоренения черенков (это поля на которые и высаживают нарезанные черенки), соответственно ставим напротив тополя в колонке "отделение укоренения черенков" цифру 1, т.е. укоренять мы будем черенок 1 год.

Затем после укоренения черенков мы должны эти однолетние черенки пересадить в школу черенковых саженцев, соответственно в таблице напротив тополя и в колонке "школа черенковых саженцев" ставим цифру 2, т.е. мы будем выращивать в этом отделении 2 года.

Таким образом мы выращиваем все ивовые так: нарезаем черенки в маточной плантации, садим черенки в "отделении укоренения черенков" на год, затем пересаживаем их в школу черенковых саженцев и на этом цикл выращивания этих растений прекращается.


Распределение в структуре питомника посадочного материала для плодово-ягодной школы


Рассмотрим ниже распределение посадочного материала в структуре питомника по плодово-ягодным растениям и заполним таблицу

Посадочный материал смородины черной, крыжовника, облепихи выращивается одревесневшими черенками. Вишни семенами, а яблони культурные сорта прививкой.

Мы рассмотрим заполнение таблицы по всем этим растениям.

Заполняем таблицу по структуре питомника следующим образом. Черенки нарезаем в маточнике, но уже не в плантации, а в маточном саду.

Разница между маточной плантацией и маточным садом состоит в следующем: в маточном саду растут маточные растения для сада и огорода, например культурные сорта яблонь, облепиха, а в маточной плантации размещают маточные растения технических культур, например тополя, ивы.

Так как мы рассматриваем плодово-ягодные растения, то в таблице по структуре напротив смородины, облепихи, крыжовника в колонке "маточный сад" ставим + (нарезаем в этом отделении черенки).

Затем укореняем их в "отделении укоренения черенков" и соответственно ставим в этом отделении напротив рассматриваемых растений цифру 1 (укореняем один год).

Далее нам надо их доростить в плодово-ягодной школе в "отделе доращивания", соответственно ставим в этом отделении цифру 2 (будем выращивать их здесь 2 года, а потом реализуем)

.

Вишню мы выращиваем семенами, соответственно ставим 1год в посевном отделении, напротив нее и затем выкапываем с посевного отделения и доращиваем ее в отделе доращивания плодово-ягодной школы - 2 года. С биологическим возрастом 3 года и реализуем.

Осталась у нас яблоня культурный сорт. Выращивать ее мы будем с помощью прививки. Нам нужно на питомнике иметь подвой (дичок - однолетнее растения яблони сибирской) и привой (черенок или почка) от сортовой яблони, который мы возьмем в маточном саду.

Таблицу по структуре в данном случае заполняем следующим образом.

Если у вас в задании №2 нет яблони сибирской, а она нам нужна для подвоя как дичок, то вы ее сами дописывете в задание №2 и напротив ее в посевном отделении открытого грунта ставите цифру 2 (здесь мы ее вырастим из семян), затем этот сеянец переносим в плодово-ягодную школу в "Прививочное отделение" и ставим в этой колонке +.

Если у вас в задании уже есть яблоня сибирская например для озеленения, то в посевном отделении ставите напротив нее цифру 2 и затем + в прививочном отделении.

Затем нарезаем черенок (привой) в маточном саду, соответственно в этой колонке, напротив сортовой яблони вы ставите знак +, затем нарезанный черенок несете в прививочное отделение плодово-ягодной школы, ставите там +, прививаете в этом отделении черенок на яблоню сибирскую (год прививки в возраст не включается) и затем все хорошо привитые растения пересаживаете в отдел доращивания плодово-ягодной школы, ставите в этой колонке цифру 2. После двух лет выращивания в этом отделении посадочный материал реализуется.

Таким образом в результате производства прививки, корневая система выращенной яблони будет от яблони сибирской, а крона от культурного сорта. Такая яблоня будет устойчива к низким отрицательным температурам и не вымерзнет в зимнее время.

На этом заполнение таблицы "структура продуцирующей части питомника мы закончили.

Сейчас эту таблицу надо привести в окончательный вид. Суть в следующем, если например у вас одна и та же порода, например кедр выращивается для лесных культур (200000шт.) и для озеленения (5000шт.), то вы в таблице оставляете одну запись кедра, напротив в посевном отделении ставите цифру 3 и в 1-ом и 2-ом отделении древесно - кустарниковой школы ставите цифру 4. Это значит, что в посевном отделении мы выращиваем одновременно 205000шт, затем все выкапываем 200000шт, увозим в лес, а 5000 шт. соответственно пересаживаем в древесно-кустарниковую школу. Постарайтесь так сделать по всем породам, которыеу вас в учебной таблицу по структуре повторяются. Если все стало понятно, то и записи через /(о назначении посадочного материала) можете тоже убрать.

Далее приведите описание назначения каждого отделения питомника, которое есть у вас в его структуре.

Постройте по этой таблице структурную схему вашего питомника, на которой должны быть показаны все ваши отделения питомника, которые вы только что разработали.

Образец построения структурной схемы можете посмотреть Здесь

Затем приступайте к разделу 3.4.

3.4. Севообороты

К написанию этого раздела можно приступать только тогда, когда вы полностью определитесь со структурой питомника.

В подразделе 3.4. главы 3 приводятся таблицы ротации полей севооборотов по каждой породе и каждому отделению в которых выращается данный посадочный материал.

Вначале вы приводите таблицы по посевному отделению открытого грунта, затем по уплотненной школе, далее по первому отделению древесно-кустарниковой школы и так по всем отделениям питомника.

Необходимо учитывать, что паровых полей нет в следующих отделениях питомника: теплице, дендрарии, маточниках, соответственно для них не нужно составлять таблицы севооборотов.

При составлении таблиц севооборотов необходимо обратиться к таблице "Структура продуцирующей части питомника" - таблица в которой расписан срок выращивания растений по каждому отделению питомника в которых они будут выращиваться.

Вначале разрабатываем таблицы ротации полей севооборотов для посевного отделения.

Берем с таблицы по структуре продуцирующей части питомника все растения с одинаковым сроком выращивания в посевном отделении и для всех для них делаем одну ротационную таблицу.

Например, в посевном отделении, сосна выращивается - 2 года, лиственница - 2 года и есть ель и кедр со сроком выращивания 3 года.

Значит у нас будет две таблицы. Одна для пород с двухлетним сроком выращивания и вторая для растений с трехлетним сроком.


Число полей в севообороте рассчитывается по формуле:

К=А+1,
где А - число лет выращивания в отделении;


1 - добавляется одно поле под пар.


Таким образом, если вы выращиваете в посевном отделении посадочный материал 2 года, то полей в севообороте будет - 3 (два поля будет занято посадочным материалом, а третье поле будет под паром с целью восстановления плодородия почвы и избавления от сорняков), если выращиваете посадочный материал 3 года, то полей будет соответственно - 4.


Ротация полей севооборотов в посевном отделении открытого грунта для сосны обыкновенной и лиственницы сибирской


Год выращивания Номера полей
1 2 3
2018 сн-1 сн-2 пар
2019 сн-2 пар сн-1
2020 пар сн-1 сн-2

Ротация полей севооборотов в посевном отделении открытого грунта для ели сибирской и сосны кедровой сибирской


Год выращивания Номера полей
1 2 3 4
2018 сн-1 сн-2 сн-3 пар
2019 сн-2 сн-3 пар сн-1
2020 сн-3 пар сн-1 сн-2
2021 пар сн-1 сн-2 сн-3

В таком же порядке составляете таблицы ротации полей севооборотов для уплотненной школы, древесно-кустарниковой и т.д. т.е. по всем породам и всем отделениям в которых выращивается рассматриваемый посадочный материал.



Вверх страницы
Главная

3.5. Расчет площади отделений продуцирующей части питомника

В данном подразделе курсового проекта мы рассчитаем площадь всех отделений питомника, которые входят в его продуцирующую часть. Как мы знаем на этих площадях (полях) выращивается посадочный материал, который вы решили выращивать для лесокультурного фонда (рассчитывали в главе 2), а также те растения, что фигурируют в задании №2. Расчет ведется отдельно по каждой породе и по каждому отделению, т.е. по всему циклу выращивания от посева до выкопки.

Существует два основных способа размещения посадочного материала:

1. С ленточным размещением

2. С равномерным размещением

Вначале выполним расчет для отделений с ленточным размещением посадочного материала.

Расчет будем вести в табличной форме. Для сокращения записи я обозначу эту таблицу как 3.5. У вас в пояснительной записке будет своя номерация таблиц.

Начнем рассчитывать площади с посевного отделения открытого грунта по каждой породе, которую вы выращиваете в данном отделении вашего питомника.

Порядок заполнения таблицы 3.5. следующий:


1. Открываем таблицу «Структура продуцирующей части питомника», которую вы уже заполнили в подразделе 3.4. С нее мы будем выписывать данные.


2. Скачиваем таблицу «Расчет площади отделений питомника с ленточным размещением посадочного материала»

форму данной таблицы можно взять здесь


3. В этой таблице, пониже «шапки» таблицы через все колонки напишите «Посевное отделение открытый грунт»


4. Из таблицы 3.4. с колонки «Посевное отделение открытый грунт» выписываем в колонку 1, таблицы 3.5. по порядку все растения, которые вы будете выращивать в посевном отделении вашего питомника. Вначале записываем растения со второй главы, а затем с задания №2 и только те, которые выращиваются в посевном отделении открытого грунта.


5. В колонку - 2 таблицы 3.5. нужно записать количество сеянцев по каждой породе, которое требуется выращивать ежегодно, без учета дополнения. Эти цифры берем с главы 2 и с задания №2.


6. В колонку - 3 записываем количество выращиваемых растений с учетом дополнения. У меня для примера взято 10%. При написании главы 2, вы уже определились каков средний процент дополнения на вашем предприятии, вот по этой цифре и делайте расчет.


7. В колонку – 4 нужно записать срок выращивания каждой породы в посевном отделении, берете из таблицы 3.4.


8. В колонку – 5, надо записать сколько полей всего будет в севообороте.

Количество полей в севообороте обычно подсчитывается по формуле:

А-К+1,

где А – число полей в севообороте,

К- число лет выращивания

Исходя из этого, вы к числу лет выращивания прибавляете цифру 1 и сумму записываете в колонку – 5.


9. В колонке 6, надо написать схему размещения посадочного материала на гряде.

Существует большое количество схем, которые применяются в посевном отделении. Мы с вами будем использовать наиболее распространенные, а именно:

Для всех хвойных, кроме кедра:

10-30-10-30-10-60

Это 6-и строчная схема посева

Для кедра и всех лиственных:

25-25-25-75

Это 4-х строчная схема посева.

Вот эти схемы и записывайте в колонку 6, с учетом хвойное растение или лиственное.


10. В колонку - 7 надо записать общую длину посевных строк на 1 га, при той схеме которая применяется.

Рассчитывается она по формуле:

L = 10000м2 * N/1.5м

Где:

L – длина всех посевных строк на 1 га, м;

Т – число посевных строк (при схеме 10-30-10-30-10-60 строк будет 6, значит погонаж составит - 40000м, при схеме 25-25-25-75 строк будет 4-е, значит погонаж составит - 26666м);

1,5 – расстояние между посевными грядами

Таким образом при 6-и строчной схеме у нас будет 40000 метров, при 4-х строчной – 26666 м. Вот эти цифры соответственно и записываем.


11. В колонку – 8 надо записать норму выхода посадочного материала с 1 метра посевной строчки. Данные нормы выхода посадочного материала возьмите по каждой породе здесь
и запишите их в колонку 8. О чем говорит эта норма? Она говорит о следующем: допустим мы выращивали сосну 2 года, так вот когда ее начнем выкапывать, то с посевной строчки длиной в 1 погонный мы получим к примеру 40 штук сеянцев. Переходим к колонке 9.

12. В колонке - 9 нам надо рассчитать выход посадочного материала с 1 га. Для этого умножаем выход с 1 метра погонного посевной строки (данные в колонке - 8) на погонаж посевных строк (данные колонки - 7).


13. Заполняем колонку 10. Для этого нам нужно объем выращивания каждой породы (колонка-3) разделить на показатель выхода посадочного материала с 1 га (колонка – 9). При этом мы определим площадь 1 поля севооборота и полученную цифру пишем в колонку 10.


14. Колонка – 11. Определяем площадь всего севооборота, для этого площадь одного поля умножаем на количество полей в севообороте и полученную цифру записываем в колонку 11.

По этому алгоритму выполняем расчет по всем растениям, которые выращиваются в посевном отделении открытого грунта.

На этом все расчеты площадей по посевному отделению открытого мы сделали. Переходим к закрытому грунту.


15. Вписываем через все колонки таблицы 3.5. «Посевное отделение закрытый грунт».

Алгоритм заполнения точно такой же как и по открытому грунту, но есть одно НО. Паровых полей в теплице нет, поэтому если срок выращивания 2 года, то и полей в севообороте тоже будет 2. Так и записывайте срок выращивания к примеру 2, то и полей в севообороте в теплице будет тоже 2.

В теплице применяется 9-и строчная схема посева.

Записывается она так:

10-10-10-10-10-10-10-10-70

Выход посадочного материала с 1 погонного метра посевной строки в закрытом грунте получите так. Берем норму выхода с открытого грунта с таблицы (с которой брали нормы по открытому грунту) и умножаем на коэффициент 3. В остальном весь алгоритм такой же как и в открытом грунте.

Затем переходим к расчету площадей уплотненной школы.


16.Снова пишете через все колонки «Уплотненная школа»

Выписываете все породы с таблицы 3.4, которые вы выращиваете в уплотненной школе.

Алгоритм точно такой же, что был указан выше. Здесь паровые поля есть.

Схема размещения посадочного материала в уплотненной школе – 3-х строчная Записывается она так 40-40-70 (обратите внимание здесь 3-и строки, значит погонаж считаем так 10000*3/1,5=20000 м). Расстояние между посадочными рядами - 40 см., а шаг посадки в ряду - 20 см.

В уплотненную школу мы пересаживаем сеянцы с посевного отделения обычно в 2-3-х летнем возрасте. Высотой они от 10 см и выше, поэтому в посадочной строке мы их высаживаем на расстоянии 20 см друг от друга, или по другому соблюдаем - шаг посадки - 0,2 метра. Следовательно при выкопке выход с 1 метра посадочной строки будет 5 штук.

Поэтому в колонке 8 вы пишете по всем растениям, выращиваемым в данном отделении цифру 5, а уже потом рассчитываете выход с 1 га.

На питомнике есть еще одно отделение с ленточным размещением посадочного материала это отделение укоренения черенков.


18.Записываем через все колонки «Отделение укоренения черенков»

Схема размещения посадочного материала, такая же как и в уплотненной школе 40-40-70, с шагом посадки 20 см., значит выход будет с 1 метра посадочной строки – 5 шт., а погонаж на 1 га - 20000 м

На этом мы с вами закончили расчет отделений питомника с ленточным размещением посадочного материала. Затем подбиваете итог по всем отделениям по всем отделениям в колонках 10 и 11.

Далее мы с вами будем рассчитывать площади отделений питомника с равномерным размещением посадочного материала

Для расчета площадей питомника с равномерным размещением посадочного материала перейдите сюда или на сайт УГЛТУ в раздел дисциплины "Лесные культуры"

Для организации территории питомника и ознакомления с требованием построения плана питомника перейдите сюда или на сайт УГЛТУ в раздел дисциплины "Лесные культуры"






Главная
Контакты
Новости из
леса
Мир
животных
Мир
растений
Лесной
календарь
Человек
в лесу
Нашим
детям